[ad_1]
Источник: Clarín
Автор: Diego Pero
Дата публикации: 12 июня 2021
Заголовок: Аргентинцы, которые не приплыли на лодках: какие коренные народы населяют нашу страну
На всей территории Аргентины от Хухуя до Огненной земли разбросаны поселения 38-ми коренных народов. Откуда они произошли и где живут сегодня?
“Октавио Пас однажды написал, что мексиканцы произошли от индейцев, бразильцы пришли из джунглей, а мы, аргентинцы, приплыли на кораблях. Это были корабли, пришедшие из Европы”.
Неудачная фраза президента Альберто Фернандеса, перепутавшего цитату мексиканского поэта и текст песни аргентинского композитора Литто Неббиа, вызвала резкое неодобрение как в Аргентине, так и за её границами. Всё случилось в этот четверг во время официальной встречи с главой правительства Испании Педро Санчесом.
Последствия были настолько большими, что президенту страны пришлось принести извинения. “Я не хотел никого обидеть”, — пояснил он. “Множество раз было сказано, что аргентинцы спустились с кораблей. В первой половине ХХ века мы приняли 5 млн иммигрантов, которые сосуществуют с нашими коренными жителям. Наше разнообразие — это наша гордость”, — твитнул президент.
Полемика разгорелась и, в том числе, и из-за того, как Фернандес своим высказыванием сделал невидимой долгую историю коренных народов, живущих на территории нынешней Аргентины. То есть историю тех аргентинцев, которые населяют страну, хоть и не прибыли сюда на лодке.
Согласно последнему официальному списку, опубликованному Министерством юстиции Аргентины, это без малого 38 коренных народов, говорящих на 36 родных языках и проживающих на территории аргентинских провинций. Некоторые из них расширили свой ареал обитания и слились с другими народами. Аборигены распространены по всей стране, однако подавляющее большинство из них проживает на северо-западе Аргентины, в регионе Чако, Энтрериос, а также в Патагонии, где преобладают люди мапуче.
Национальный институт по делам коренных народов (INAI) выявил 1653 общины коренных народов, 1456 из которых зарегистрировали свой правовой статус в Национальном реестре коренных общин (Re.Na.CI) и в провинциальных реестрах.
Происхождение и среда обитания
Atacama— проживают в Пуна-де-Атакама и соседних провинциях Хухуй, Сальта и Катамарка.
Ava Guaraní — они проживают в основном на юге Боливии, оттуда они проходят в западные провинции Парагвая, а также на северо-запад Аргентины, в провинции Сальта и часть Формозы.
Chané — живут в районе Льянос-де-Мансо на северо-западе Чако и на юге Боливии, где смешались с группами гуарани, а затем мигрировали на юг. В Аргентине они идентифицируют себя как народ, отличный от народа Ava Guaraní, и используют этноним Chané, подчеркивая свое родство с народами arahuaca.
Charrúas — выходцы с юга Уругвая расширили свою территорию в 18 веке во время войны с северными народами Гуарани. Группы потомков этого народа проживают в провинции Энтрериос.
Chicha — населяли высокогорные долины к юго-западу от Боливии и на крайнем севере Аргентины. Потомки этой этнической группы живут на южных территориях Потоси, с сильной транскультуризацией кечуа, хотя они сохраняют также и свою собственную, иную культуру.
Chorote — это коренные жители обоих берегов реки Пилкомайо, на границе Аргентины и Парагвая. Многие переехали в город Тартагал в провинции Сальта. Раньше они были полукочевым народом, и их экономика была основана на собирательстве и рыболовстве.
Chulupí — проживают вблизи реки Пилкомайо и ее притоков в Сальте и Формозе, есть также несколько семей в Чако и Хухуе. Исторически они были охотниками-собирателями, находившимися в конфликте с народами toba (они же quom), а также pilagás.
Comechingón — это общее имя для двух древних народов hênîa и kâmîare. С приходом первых конкистадоров в 16-м веке, обитали в пампасах на территории нынешних провинций Кордоба и Сан Луис.
Corundí — впервые задокументированное место обитания в 16-м веке — на юге нынешней провинции Санта Фе, вдоль берегов реки Параны и у озера Коронда. Их нынешние потомки живут в муниципалитете Коронда.
Diaguita — сейчас обитают на северо-западе Аргентины, в долинах Кальчаки и на Малом Чилийском Севере.
Fiscara — проживают в горном районе Умауака в провинции Хухуй. Они специализировались на выращивании лам, от которых добывали мясо и шерсть и использовали для перевозки грузов. Кроме того, они выращивали кукурузу, картофель, бобы и кабачки.
Guaraní — обитают в Парагвае, к северо-востоку и северо-западу от Аргентины, к югу и юго-западу от Бразилии и к юго-востоку от Боливии. Они были первыми производителями чая мате, а также первыми, кто сумел усовершенствовать свои последовательные производственные процессы.
Guaycurú — проживают в районе Большого Чако, а также в Боливии, Парагвае и Бразилии. Были выдающимися охотниками и собирателями. Местные жители провинции Сантьяго-дель-Эстеро решили восстановить свою культурную и национальную идентичность и зарегистрировались как первые guaycurú.
Huarpe — проживают в различных районах провинций Сан Луис, Мендоса и Сан Хуан, а также на севере провинции Неукен.
Iogys — живут двенадцатью общинами в районе Генерал Сан Мартин в провинции Сальта. Они выращивают тыкву и кукурузу, разводят коз, ослов и крупный рогатый скот. Изготавливают декоративные поделки из шкуры корсуэллы (местная косуля) и стеблей чагуара.
Kolla — преимущественно обитают в Пуне, в провинции Хухуй, в ущельях Умауака и в долинах предгорий Анд. Другая группа живет в Сальте. Этот народ идентифицируют по музыкальным инструментам, которые являются частью их культуры.
Lule — проживают в провинции Сальта, но большая часть была смещена народом wichí к границам провинции Сантьяго-дель-Эстеро и Тукуман. Их язык считается родственным языку vilela и создаёт с ним языковую группу Lule-vilela.
Mapuche — самый распространённый коренной народ Аргентины. Почти 105 тысяч человек являются первородными мапуче или их потомками. Почти три четверти всех мапуче проживают в провинциях Чубут, Неукен и Рио Негро.
Mbya Guaraní — древний народ, вышедший из джунглей Амазонки. В настоящее время в провинции Мисьонес зарегистрировано 74 общины Mbya Guaraní, а общая численность представителей этой национальности — порядка 3000 человек.
Moqoit — это коренные жители, отделившиеся от народа guaicurú. Их язык входит в семью mataco–guaicurú, на котором говорят аборигены провинций Формоса, Санта Фе и Чако.
Ocloya — обитают в провинции Хухуй в районах Тиракси, Тилькиса, Хаире, Чихра и Сапала (Палпола) до окрестностей Перико.
Omaguaca — их потомки населяют области Тилькара и Умауака в провинции Хухуй, совпадающие в основном с ущельем Умауака.
Pilagá— относятся к народу guaicurú и обитают в географическом центре провинции Формоса. Отдельные представители встречаются в провинциях Чако и Санта Фе.
Qom (Toba) — коренной народ, вышедший из пампасов Центрального Чако. С 16 века распространились по всей территории нынешней Сальты, а также в провинции Сантьяго-дель-Эстеро и Формоса.
Quechua — выходцы из Анд, обитатели провинций Сальта и Хухуй, известные своей специализации в текстильном прозводстве.
Ranquel — распространены в степях от Рио Негро до запада провинцSelk’Nam (onas)ии Буэнос-Айрес.
Sanavirón — пришли на земли современной провинции Кордоба в ходе конфликта с народом comechingon. Знали андскую систему земледелия, в то же время являясь прекрасными охотниками, рыбаками и собирателями.
Selk’Nam (onas) — обитатели Огненной земли, соседствуют с народом Yámana, который называет их “Северные люди”. Родственные племена, разделённые на две большие группы — степных охотников на гуанако (родственники лам) и куруро (суслики) и жители гор на юге Огненной земли.
Tapieté — эмигрировали из Боливии и Парагвая в провинцию Сальта в 1920-х, чтобы работать на местном сахарном производстве. После войны в Чако эта миграция увеличилась.
Tastil — живут в районе национальной трассы №51 и знаменитой туристической железной дороги “Поезд в облаках” в провинции Сальта.
Tehuelche — кочевой народ, основой экономики которого была охота на гуанако и собирательство. Современные представители tehuelche живут в Большом Буэнос-Айресе, провинциях Чубут, Санта Круз, Рио Негро, МендосTonokotéа, Неукен и Ля Пампа.
Tilián — живут в районе Умауака в провинции Хухуй, а также у гор Лерма в соседней Сальте.
Toara — проживают в провинции Хухуй и входят в культурную группу kolla. Их община расположена в 9 км на восток от Абра Пампы.
Tonokoté — проживают в провинциях Тукуман и Сантьяго-дель-Эстеро. Занимаются охотой, рыбалкой, собирательством и земледелием. Носители андской культуры.
Tupí Guaraní — представители одной из главных языковых семей на всём континенте. Обитают на севере страны в провинциях Мисьонес, Формоса, Чако, Корриентес и Энтрериос.
Vilela — народ кочевников, охотников и собирателей. Их потомки проживают в районе Большого Буэнос-Айреса, Росарио, Чако и Сантьяго-дель-Эстеро.
Wichí — преимущественно проживают в Аргентине. Во время войны в Чако частично мигрировали в Парагвай. Предпочитают селиться на возвышенностях вблизи водоёмов.
Yagán — проживают в провинции Огненная земля. Исконные кочевники, которые передвигались на каноэ, рыбачили и охотились. Первая коренная община Yagan Paiakoala была создана в Ушуайе в 2014-м году.
Путь европейский иммигрантов
В своих заявлениях Фернандес сделал основной упор на европейскую иммиграцию. На протяжении большей части XIX века наибольшее число мигрантов выходили из Северо-Западной Европы — Британии, Ирландии и Германии (точнее тех стран, которые теперь входят в её состав). Тогда больше всего мигрантов миру давали Британские острова, включая Ирландию, затем Германия (государства, которые составят будущую Германскую империю), и, наконец, скандинавские страны.
В первые десятилетия XIX века иммигранты в основнов заселяли Северную Америку — так англо-саксонское мироустройство проникло в Новый Свет.
Менее интенсивные потоки, идущие из Испании, Италии, Португалии и, в меньшей степени, из Польши и России (что стало важным после того, как Соединенные Штаты закрыли иммиграцию в эти группы в 1921 году), были направлены в Латинскую Америку. Так заложилась характерная разница в этическом составе населения двух америк.
Со второй половины XIX века основными странами донорами стали государства Южной Европы — Италия и Испания, а также другие страны центральной и восточной Европы.
Все они начинали своё путешествие с прибытия в порт и размещения на корабле. Тогда иммиграция была групповым занятием, а все ключевые решения принимали главы семей и группы соотечественников, которые выезжали за границу по заранее разработанным, “одинаковым” маршрутам.
С середины 19 века люди добирались в порты по железной дороге. Тогда же парусные суда заменили на пароходы.
На основе информации Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, INAI, Re.Na.CI, Territorio Indígena и книги «Права коренных народов и Мать-Земля» (Derechos de los Pueblos Originarios y de la Madre Tierra).