После того как ВОЗ объявила чрезвычайное положение в связи с вспышкой новой вариации вируса mpox, Infobae обратился к специалистам, чтобы выяснить, обладает ли патоген потенциалом для распространения на глобальном уровне. По просьбе подписчиков нашего сообщества в Telegram RuArgentina предоставляет авторский перевод этой заметки.
Источник: Infobae
Автор: Valeria Chavez
Дата публикации: 17 августа 2024
Заголовок: Viruela del mono: qué se sabe de la nueva cepa más contagiosa y cuáles son los riesgos de una nueva pandemia
Пандемия COVID-19, несомненно, стала переломным моментом в мире, таким, каким его знали ранее. Неопределенность и страх заболеть среди населения были настолько велики, что пороги тревоги повысились на всех уровнях.
В связи с этим чрезвычайное санитарное положение, объявленное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) из-за появления нового клада вируса mpox в Демократической Республике Конго и выявления случаев заболевания в нескольких странах, вызвало тревогу среди экспертов.
Генеральный директор ВОЗ доктор Тедрос Адханом Гебрейесус заявил: «Появление нового варианта вируса Mpox, его быстрое распространение на востоке Демократической Республики Конго и случаи заболевания в нескольких соседних странах — это очень тревожные новости».
«Кроме вспышек других вариантов вируса Mpox в Демократической Республике Конго и других странах Африки, очевидно, что требуется скоординированный международный ответ, чтобы остановить эти вспышки и спасти жизни», — добавил он.
Что известно о вирусе на данный момент
В беседе с Infobae специалист по инфекционным заболеваниям доктор Гастон Копертари (лицензия № 120945) объяснил, что «Mpox, ранее известный как оспа обезьян, исторически привлекал мало внимания до 2022 года, когда произошла вспышка за пределами эндемичных стран. В этой глобальной вспышке mpox был вызван вирусом оспы обезьян (monkeypox virus) вариант IIb».
Далее эксперт пояснил: «Вирус оспы обезьян подразделяется на два различных варианта: вариант I (ранее известный как клад Конго или Центральноафриканский клад) и вариант II (ранее известный как Западноафриканский клад)».
Также, по словам Копертари, «вариант II делится на два субварианта: IIa и IIb, причем последний является причиной текущей многорегиональной вспышки с 2022 по 2024 год, которая началась в Нигерии». Он добавил: «Число зарегистрированных случаев Mpox, связанных с вирусом оспы обезьян варианта I, постепенно увеличивается в Центральной Африке среди всех возрастных групп, особенно среди младенцев и маленьких детей».
Согласно последним отчетам, эти случаи отличаются другим эпидемиологическим характером, с более тяжелыми симптомами и более высокой смертностью по сравнению с варинатом II. «Только в 2024 году было зарегистрировано более 7 000 подозрительных случаев с летальностью 5,3%», — уточнил Копертари. «Дети младше 15 лет составляют 67% подозрительных случаев и 84% смертей».
Эпидемиологические данные и данные геномной последовательности указывают, по словам Копертари, на то, что «в настоящее время в Демократической Республике Конго (ДРК) продолжаются как минимум две независимые вспышки Mpox варианта I: одна среди взрослых женщин, работающих в секс-индустрии, и другая, в основном поражающая детей».
Стоит отметить, что в ноябре 2022 года ВОЗ сообщила о предпочтении использовать термин «Mpox», как сокращение от оригинального названия болезни «monkeypox», для избежания стигматизации.
Существует ли риск новой пандемии?
Говоря о возможной глобальной угрозе, аналогичной пандемии, вызванной SARS-CoV-2, доктор Роберто Деббаг (лицензия № 60253), вице-президент Латиноамериканского общества вакцинологии, объяснил, что «объявление международной чрезвычайной ситуации направлено в первую очередь на предупреждение о потенциальной возможности распространения этого заболевания».
Что касается настоящей угрозы, то она сосредоточена в Африке, так как новая вариация вируса затронула детей, что не было характерно для предыдущих случаев. Ранее вирус передавался через контакт «кожа к коже» или половым путем, как это было в ходе вспышки 2022 года, начавшейся в ЛГБТ-сообществе.
Эта новая угроза, по мнению Деббага, заключается в том, что вирус стал более заразным и передается через тесный контакт и в меньшей степени воздушным путем. В результате были объявлены предупреждения, так как заболевание может распространиться в другие страны, как это уже произошло ранее. Однако, по его мнению, оно вызовет небольшие эпидемические вспышки, но не пандемию.
Копертари указал, что в текущих вспышках в ДРК дети являются наиболее пострадавшей группой с высоким уровнем смертности, что указывает на то, что основной путь передачи — это контакт в семье и сообществе. Однако для подтверждения этих наблюдений требуется дополнительный геномный анализ. Важно отметить, что без вмешательства эти вспышки могут привести к многорегиональной эпидемии, учитывая географическую близость ДРК к соседним странам.
Томас Ордуна, член правления Панамериканской ассоциации инфекционных заболеваний, отметил, что всегда существует риск распространения новой вариации вируса в другие регионы. «Новый вариант больше поражает детей и подростков через межчеловеческий контакт, а не половым путем», — подчеркнул он. «Эти люди не защищены вакцинами и могут быть уязвимы для новой вариации».
Ордуна также выразил опасения по поводу потенциального распространения варианта Ib в Америке, но отметил, что его влияние пока неизвестно, и ключевую роль играют бдительность медицинских служб и своевременное обращение за медицинской помощью.
Деббаг согласился с тем, что необходимо поддерживать эпидемиологический контроль, но добавил: «Сегодня в Аргентине больше риска для детей умереть из-за отсутствия обычных вакцин, так как три из десяти детей, живущих в бедности, не получают прививки, которые предотвращают серьезные заболевания, такие как пневмония и менингит, случаи которых вновь начинают появляться спустя 20-30 лет контроля».